Карта города

Некоторые вопросы покупки юридического адреса организации

Разберемся в терминах, почему покупают юридический адрес, когда ждать визит налогового инспектора и чем опасны адреса «массовой регистрации».

Рисунок: Freepik

Почему покупают юридический адрес?

В разговорной речи часто употребляется понятие юридического адреса, но закон не содержит такого термина. В законодательстве закреплено понятие «место нахождения юридического лица».

Юридическим адресом признают место нахождения его постоянного исполнительного органа. В качестве такого места может быть указан либо офис, либо жилое помещение, в котором проживает один из участников общества или его генеральный директор, с согласия владельцев помещения.

Тут у учредителей могут возникнуть проблемы. Либо нет возможности получить согласия собственника жилого помещения и при этом офис для их коммерческой деятельности не нужен. Либо нет подходящего по цене офиса в доступе. Либо собственник офисного помещения запрещает указывать принадлежащее ему помещение в качестве юридического адреса.

Из-за этого предприниматели решаются на покупку юридического адреса.

Покупка юридического адреса представляет собой покупку договора аренды нежилого помещения без цели использовать это помещение.

Этот договор предоставляется в налоговую службу, в банк, в другим заинтересованным лицам.

Как происходит покупка адреса?

Всё обстоит следующим образом: арендодатель даёт покупателю договор аренды и согласие собственника на регистрацию организации. Покупатель подаёт эти и другие необходимые документы в регистрирующий орган.

Так как ФНС борется с такими адресами, иногда на адрес регистрации может выехать налоговый инспектор (с видеокамерой), который проверит, находится ли данная организация по указанному адресу.

Налоговая проверка адреса

Арендодатели, если у них есть опыт, готовятся к приходу налогового инспектора — на дверь помещения, где регистрируется организация, вешается табличка, зачастую просто бумажка в мультифоре (файле), с номером офиса и названием организации.

В самом помещении может находиться человек, который специально обучен утвердительно отвечать на вопрос инспектора о нахождении тут регистрируемой организации. Так же инспектор может уточнить имя директора организации и т.п.

Если такие атрибуты офиса, как табличка на двери, наличие самой двери, наличие человека в помещении, наличие в помещении офисной мебели и оргтехники соблюдены, то инспектор приходит к выводу, что организация действительно будет находиться по указанному в регистрационных документах адресу и в этой части нет препятствий для регистрации.

Проблемы при регистрации на купленный адрес

В связи с этой практикой налоговой службы, направленной на снижение количество фирм-однодневок, проблемы возникают и у обычных предпринимателей, регистрирующих свои организации.

Потому что, если вы ведёте законную деятельность, это не значит, что вы обязательно находитесь в офисе с 08:00 до 17:00, готовые к приходу инспектора с камерой. На вашей двери может не быть номера офиса и вообще никакой информации, т.к. вы не предполагаете, что в это помещение будут приходить клиенты. Например, вы ведёте бизнес дистанционно.

В любом случае, даже если вам не нужна табличка на двери или вы не можете находиться постоянно, нужно учитывать эти особенности проверок налоговой.

Кстати, инспектор, как правило, приходит в день, предшествующий дню выдачи документов о регистрации. То есть, если вам должны документы выдать в четверг, то инспектор придёт в среду.

Точно так же могут быть проблемы и со стороны арендодателя. При проверке инспекторы спрашивают у собственника помещения (или его уполномоченного представителя) о том, знает ли он том, что в принадлежащем ему помещении будет зарегистрирована организация.

Собственник может ответить отрицательно, потому что о вас вообще забыл, потому что по традиции на все вопросы сотрудника государственного органа отвечает «не знаю, не видел, не состоял, забыл». Или не ответит ничего вовсе, потому что был занят, болен, в отпуске и так далее.

В общем, случайно тоже может возникнуть ситуация, из-за которой у инспектора сложится впечатление, что организация регистрируется по фиктивному адресу и в регистрации вам будет отказано.

После такого отказа можно обратиться в суд, но такой практики практически не существует, потому что быстрее и дешевле подать документы заново.

Уплаченную вами пошлину за государственную регистрацию юрлица, вам не вернут в случае отказа в регистрации.

Кроме того, ошибки могут совершать и сами продавцы адресов. Как правило, продажами адресов занимаются не сами собственники нежилых помещений, а посредники.

Тут могут происходить проблемы чисто из-за человеческого фактора, так как больше людей могут что-то забыть, неправильно заполнить документ и т.д.

Но есть и специфические проблемы. К примеру, собственник помещения может вообще не знать, что у него в помещении будут регистрировать много организаций (если какой-либо юридический адрес продаётся, то на этом адресе гарантированно будет находиться одновременно более 3 организаций), а посредник просто-напросто арендует помещение и сдаёт его в субаренду нескольким лицам, после чего исчезает.

Поэтому желательно каждый раз проверить самому все документы, наличие помещения и табличек на нём.

Тут нужно упомянуть существование такого термина, как «массовый адрес регистрации».

«Массовыми» считаются адреса регистрации, где фирмы-однодневки регистрировались в одних и тех же помещениях в очень большом количестве, что вызвало подозрение у налоговой службы.

По таким адресам инспекторы будут выезжать гарантированно и искать любую возможность отказать в регистрации организации. С такими местами связываться не стоит.

Проверить адрес на признак «массовой регистрации» можно на сайте ФНС.

Последствия покупки адреса

Купленный договор аренды имеет срок несколько месяцев. Этого срока хватает для того, чтобы зарегистрировать организацию, открыть расчётный счёт в банке, произвести некоторые иные действия.

Кроме того, собственник помещения некоторое время может подтверждать, что организация действительно находится по этому адресу. Может получать за вас корреспонденцию и передавать вам.

Однако, если ваши отношения с собственником закончились, а адрес вы не поменяли и продолжаете «находиться» в помещении по купленному договору, и об этом станет известно налоговой службе, то:

  1. В ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица, что повлечёт ограничения вашей деятельности до того момента, когда вы исправите свой адрес на верный.
  2. Учредители и директор этой организации несколько лет не смогут становиться учредителями и директорами других юридических лиц.

ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ

Рекомендации

Что делать, если всё-таки пришлось связаться с покупкой адреса?

Лучше всё-таки не покупать никакие адреса, а искать нормальные способы регистрации.

Если обстоятельства сложились таким образом, что никакого другого варианта нет, то необходимо не стесняться и тщательно проверять все документы от собственника и посредника.

Проверять, приняли ли они необходимые меры, чтобы инспектор не выявил никаких поводов для отказа в регистрации.

Когда регистрация уже состоялась, то нужно регулярно проверять в ЕГРЮЛ, не признала ли налоговая адрес недействительным. И если это произошло, то как можно быстрее поменять адрес на настоящий, т.к. последствия признания адреса недействительным очень неприятны для учредителей и директора организации.

Добавить комментарий

Напишите нам
Исправьте данные и отправьте форму ещё раз.

Сообщение успешно отправлено!